Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
19 августа 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Выступления и заявления руководства
Дополнительная информация
01.02.2013

Отчет о деятельности Министерства по делам территориальных образований Тверской области за 2012 год

Министерство по делам территориальных образований Тверской области – это областной исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в сфере взаимодействия с муниципальными образованиями Тверской области. Основной задачей является формирование устойчивой работоспособной системы взаимодействия региональной власти с органами местного самоуправления Тверской области, в том числе выстраивание крепких профессиональных связей на доверительной основе с главами муниципалитетов, создание благоприятного пространства для развития муниципальных образований.

В настоящий момент в структуре Министерства выстроена наиболее оптимальная схема организации рабочего процесса, позволяющая оперативно и качественно решать возникающие перед исполнительным органом задачи. Так в целях организации и координирования взаимодействия Губернатора Тверской области, исполнительных органов государственной власти Тверской области с органами местного самоуправления, организации работы по вопросам административно-территориального устройства, содействия органам местного самоуправления в правовом и методическом обеспечении их деятельности, организации, ведения и актуализации регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области в Министерстве образованы 5 отделов:

- отдел по работе с муниципальными образованиями;
- отдел методической поддержки местного самоуправления;
- отдел правового обеспечения;
- отдел по ведению регистра муниципальных нормативно-правовых актов;
- отдел бухгалтерского учета, кадрового и материально-технического обеспечения.

В 2012 году сотрудники Министерства подготовили и провели 25 рабочих поездок Губернатора в 22 муниципальных образования, где руководителям муниципальных образований давались поручения, направленные на решение социально-значимых задач, на совершенствование административно-управленческого аппарата исполнительных органов (передачу полномочий), на укрепление руководящего кадрового состава структурных подразделений муниципальных образований.

Укрепление руководящего звена муниципальных районов и городских округов – одна из основных задач Министерства. В 2012 году проведена работа по подбору кандидатур для участия в конкурсах на должности глав Зубцовского, Калининского, Бельского, Лесного районов. Сотрудники Министерства принимали участие в работе конкурсных комиссий в качестве их членов.
В 2012 году произошла смена глав муниципальных образований в Твери, Бежецком, Бельском, Вышневолоцком, Конаковском, Спировском, Удомельском районах, назначены новые главы администраций в Бельском, Зубцовском, Конаковском, Лесном, Удомельском районах.

В целях предоставления консультационной и методической помощи муниципальным образованиям по организации их работы в рамках федерального закона №131-ФЗ сотрудники Министерства регулярно (не реже 2-х раз в месяц) выезжают в курируемые муниципальные образования, в целях ознакомления на месте с организацией работы муниципального образования по решению социальных проблем, по реализации программ развития муниципалитета, организации взаимодействия представительных и исполнительных органов местного самоуправления, работы с населением и т.д.

В период подготовки и проведения избирательных кампаний на территории региона, отдельных муниципальных образований, Министерство оказывает содействие муниципальным образованиям в организации этой работы, включающее в себя помощь в организации подбора кандидатур для участия в выборах, а также в организации самой избирательной кампании.

За отчетный период сотрудниками Министерства рассмотрено более 800 обращений граждан поступивших в адрес Губернатора и Правительства Тверской области.

Министерство ежеквартально проводит работу по актуализации паспортов муниципальных образований.

Сотрудники Министерства в постоянном режиме поддерживают оперативную связь с муниципальными образованиями с целью контроля за общественно-политической и социальной обстановкой, оперативного реагирования на значимые события, а также доведения до глав муниципальных образований или сбора от муниципальных образований оперативной информации.

В 2012 году Министерством проведены совещания с главами, главами администраций муниципальных районов, городских округов при Губернаторе Тверской области, зональные семинары-совещания с главами, главами администраций, семинары-совещания с управляющими делами, председателями представительных органов местного самоуправления, приступивших к исполнению своих обязанностей в 2011-2012 годах. Совместно с ГУ МЧС России по Тверской области был проведен обучающий семинар с руководителями муниципальных образований. Повестки дня указанных мероприятий формировались с учетом предложений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такая форма взаимодействия позволила не только обсудить важнейшие социально-экономические вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления, но и организовать их качественное исполнение на местах. В перечисленных мероприятиях приняли участие представители Прокуратуры Тверской области, МВД России по Тверской области, управления Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Избирательной комиссии Тверской области, Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям и др. Было рассмотрено более 100 вопросов, касающихся социально-экономического развития муниципальных образований, межбюджетных отношений, развития агропромышленного комплекса, благоустройства городов и населенных пунктов, безопасности и функционирования систем жизнеобеспечения и др.

Особое внимание стоит уделить 2 крупным мероприятиям, состоявшимся в 2012 году. В феврале и сентябре город Тверь встречал представителей всех муниципальных образований в рамках форума муниципальных образований Тверской области «Земляки». В общей сложности мероприятиями было охвачено более 10 тысяч человек. Мероприятия получили высокую оценку не только от представителей муниципалитетов, но и от руководителей исполнительной и законодательной власти, а также жителей региона.

В 2012 году кроме выборов Президента РФ состоялся целый комплекс муниципальных выборов. Избран глава Вышневолоцкого района, сформирована Тверская городская Дума, Вышневолоцкая городская Дума, Собрание депутатов Спировского, Осташковского, Удомельского районов. Избраны депутаты Советов депутатов городских и сельских поселений Тверской области.

Министерство принимало активное участие в части организации избирательного процесса в муниципальных образованиях, в том числе координировало деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в целях обеспечения соблюдения законодательства и реализации избирательных прав граждан.

В период проведения избирательной кампании по выборам Президента РФ отдел по работе с муниципальными образованиями фактически выполнял функции Регионального штаба, включающие в себя координацию работы местных избирательных штабов, осуществление взаимодействия с ИОГВ и депутатским корпусом, подготовку методических, технологических, информационных и юридических документов, консультирование по вопросам избирательного процесса, выезды на территории с проведением заседаний МИШ и Народного штаба, проведение обучения лидеров общественного мнения.

Проводимая Министерством работа позволила обеспечить получение положительных результатов по итогам указанных избирательных кампаний.

Министерство на протяжении всего года оказывало квалифицированную юридическую помощь в решении вопросов местного значения. В помощь муниципалитетам:
•    Подготовлены модельные уставы муниципальных районов, которые размещены на официальном сайте Министерства и поддерживаются в актуальном состоянии;
•    Проанализированы все действующие редакции уставов муниципальных районов и городских округов Тверской области на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству,  подготовлены и направлены  конкретные предложения и замечания по итогам рассмотрения;
•    Проведена правовая экспертиза всех поступивших в Министерство проектов муниципальных правовых актов, включая проекты  решений представительных органов муниципальных образований о внесении изменений в уставы;
•    Проанализированы уставы всех муниципальных образований Тверской области на предмет соответствия нормам избирательного законодательства, в необходимых случаях подготовлены письма с предложениями;
•    Разработаны алгоритмы преобразования муниципальных образований Тверской области, а также образцы муниципальных правовых актов, необходимых для реализации процесса преобразования;
•    Разработаны методические рекомендации по оформлению правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Указанные рекомендации также размещены на сайте Министерства.

Важной составляющей работы Министерства является создание и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области.

В региональном регистре содержится  более 33 тысяч муниципальных нормативных правовых актов. Согласно официальным данным, размещенным на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты Российской Федерации» на данный момент Тверская область занимает  третье место в ЦФО по количеству внесенных муниципальных нормативных правовых актов в федеральный регистр (после Московской и Воронежской областей).

Анализ практики формирования регистра показал, что практически во всех муниципальных образованиях работа по данному направлению организована надлежащим образом: определены ответственные должностные лица, документы представляются в полном объеме  и  с соблюдением  требований законодательства,  проведена ревизия  правовых актов принятых до 1 января 2009 года.

Ведение регистра уполномоченным органом предполагает проведение правового анализа актов на их соответствие нормам действующего законодательства. В рамках осуществления полномочий по ведению регистра проводится работа, направленная на обеспечение качественной нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Тверской области. За период 2012 года проведена юридическая экспертиза в отношении более 400 муниципальных нормативных правовых актов области.  В ходе юридической экспертизы выявляется низкое качество правовых актов, несоблюдение правил юридической техники, общих правил делопроизводства. На уровне каждого муниципального образования требуют решения такие вопросы, как учет, систематизация, хранение нормативных актов, а также своевременное приведение их в соответствие с действующим законодательством.

В целях оказания методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований ежедневно проводились устные консультации  с представителями муниципальных образований,  организованы выездные рабочие совещания в муниципальных районах, а также подготовлен и направлен в муниципальные образования обзор практики исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2011 год, с указанием основных недостатков.

Одной из причин низкого качества нормотворчества в муниципальных образованиях является отсутствие юридических служб в органах местного самоуправления, недостаточная юридическая квалификация муниципальных служащих, особенно в сельской местности, быстро меняющееся федеральное и региональное законодательство.

Министерство осуществляет постоянное взаимодействие с исполнительными и представительными органами государственной власти Тверской области. В целях повышения эффективности бюджетных расходов органов местного самоуправления городских и сельских поселений Тверской области на содержание муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления Министерством по делам территориальных образований Тверской области совместно с Министерством финансов Тверской области и депутатами Законодательного Собрания Тверской области ведется работа по оптимизации численности муниципальных служащих путем укрупнения муниципальных образований с помощью объединения малочисленных сельских поселений, входящих в состав муниципального района, сокращения администраций городских поселений, являющихся административными центрами районов, и передачи их полномочий на уровень муниципального района, сокращения численности муниципальных служащих в администрациях городских округов и муниципальных районов. В 2012 году:
- проведены консультации с представителями 40  муниципальных образований Тверской области;
- разработан НПА о создании рабочей группы по оптимизации бюджетных расходов,  план мероприятий  рабочей группы;
- совместно с Министерством финансов Тверской области разработаны типовые организационно-штатные структуры для органов местного самоуправления Тверской области.

Министерство по делам территориальных образований оказывает содействие Министерству финансов Тверской области в организации работы по реализации программы поддержки местных инициатив в Тверской области. Составлен план-график обучения представителей муниципальных районов и поселений, оказана помощь в организации места проведения обучения,  оказаны консультации по вопросам реализации программы и др.

Среди задач, стоящих перед Министерством по делам территориальных образований Тверской области в 2013 году, особо стоит отметить следующие.

Оказать организационную, правовую и методическую помощь в подготовке и проведении выборов в  представительные органы в 9 муниципальных районах и 288 городских и сельских поселениях, выборах Мэра г. Вышний Волочек и главы г. Зубцов.

В феврале-марте должны состояться публичные отчеты глав муниципальных районов и городских округов о работе по выполнению плана мероприятий по развитию своих территорий в 2012 году и плане мероприятий на 2013 год в свете Послания Губернатора Тверской области.

В первом полугодии предстоящего года Министерство планирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Будет сохранена тенденция проведения совещаний, семинаров-совещаний по актуальным вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления.

Министерство планирует проводить мониторинг федерального законодательства и законодательства Тверской области в сфере организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области с целью выработки рекомендаций по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

В 2013 году совместно с главами муниципальных образований запланировано проведения целого ряда совместных мероприятий, в числе которых:
- военные сборы глав, глав администраций муниципальных районов и городских округов на базе одной из воинских частей, расположенных на территории региона;
- организация докладов глав (глав администраций) о состоянии и перспективах социально-экономического развития муниципальных образований на заседаниях Правительства Тверской области не реже 1 раза в месяц;
- организация работы по проведению рабочих встреч Губернатора Тверской области с главами (главами администраций) муниципальных районов и городских округов по обсуждению проблем и задач развития муниципальных образований в свете Послания Губернатора Тверской области (1 – 2 встречи в месяц);
- предполагается проведение ежегодного областного конкурса на лучшую организацию работы по подготовке и представлению документов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тверской области.

С момента образования Министерства прошло чуть более одного года, и уже за это время исполнительный орган государственной власти смог показать себя как слаженный и профессиональный коллектив, в том числе выдержавший испытания двумя федеральными избирательными кампаниями.

Возврат к списку