Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
19 августа 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Выступления и заявления руководства
Дополнительная информация
25.03.2014

Отчет о деятельности Министерства по делам территориальных образований Тверской области в 2013 году и о планах на 2014 год

Министерство по делам территориальных образований Тверской области – это областной исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в сфере взаимодействия с муниципальными образованиями Тверской области. Основной задачей является формирование устойчивой работоспособной системы взаимодействия региональной власти с органами местного самоуправления Тверской области, в том числе выстраивание крепких профессиональных связей на доверительной основе с главами муниципалитетов, создание благоприятных условий для развития муниципальных образований.

Считаю, что за отчетный период мы смогли вместе с коллегами из муниципалитетов выстроить такие взаимоотношения и в целом наша работа основана на принципах взаимного доверия.

Безусловно, не со всеми муниципальными образованиями всё проходит гладко. Есть некоторые разногласия в организации рабочего процесса с отдельными руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в Кувшиновском, Зубцовском и Жарковском районах. Основная проблема – кадры и так называемая принадлежность к власти как таковой.

Министерство прошло процедуру оптимизации расходов на содержание исполнительного органа государственной власти Тверской области путем проведения организационно-штатных мероприятий. В настоящий момент в целях организации и координирования взаимодействия Губернатора Тверской области, исполнительных органов государственной власти Тверской области с органами местного самоуправления, организации работы по вопросам административно-территориального устройства, содействия органам местного самоуправления в правовом и методическом обеспечении их деятельности, организации, ведения и актуализации регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области в Министерстве образованы 5 отделов:
- отдел по работе с муниципальными образованиями;
- отдел организационной работы;
- отдел правового обеспечения;
- отдел по ведению регистра муниципальных нормативно-правовых актов;
- отдел бухгалтерского учета, кадрового и материально-технического обеспечения.
Итого личный состав Министерства – 40 человек.

В 2013 году Министерством подготовлено и проведено 13 рабочих поездок Губернатора в муниципальные районы и городские округа, где руководителям муниципальных образований давались поручения, направленные на решение социально-значимых задач, на совершенствование административно-управленческого аппарата исполнительных органов (передачу полномочий), на укрепление руководящего кадрового состава структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе осуществлялся контроль за исполнением Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.

Проведено 8 рабочих встреч Губернатора с главами, главами администраций муниципальных районов и городских округов. Это лишь официальная статистика по Министерству за 2013 год.

В целях оказания содействия муниципальным образованиям в реализации положений Федерального закона 131-фз и оказания помощи в решении вопросов общественно-политической и социальной направленности, взаимодействия с исполнительными органами государственной власти региона, специалисты Министерства более 150 раз выезжали в муниципальные районы и городские округа. Организовано постоянное взаимодействие с главами, главами администраций, управляющими делами муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений.

В первом квартале 2013 года в соответствии с планом мероприятий по выполнению Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 28.06.2012 проведены публичные отчеты глав муниципальных районов и городских округов о выполнении плана мероприятий по социально-экономическому развитию территории муниципального образования в 2012 году и плане мероприятий на 2013 год.

В рамках своих полномочий Министерством оказана помощь и содействие муниципальным образованиям в реализации программы по поддержке местных инициатив.

В соответствии с одной из своих основных задач Министерством оказывалась консультационная и методическая помощь муниципальным образованиям в подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, срок полномочий которых закончился в марте и октябре 2013 года.
8 сентября 2013 года в Тверской области состоялись выборы в органы местного самоуправления в 33 муниципальных районах и городских округах. Всего прошло 286 избирательных кампаний, в том числе 266 по выборам депутатов городских и сельских поселений (избрано 2370 депутатов), 6 кампаний по выборам депутатов районных Собраний (избрано 105 депутатов), 3 кампании по довыборам депутатов  Вышневолоцкой городской Думы, Ржевской городской Думы и Собрания депутатов Осташковского района. Были избраны: Мэр города Вышний Волочек, Главы Молоковского и Осташковского районов, 8 глав городских и сельских поселений. Итоги выборов в органы местного самоуправления в 2013 году Вы видите на слайде.

Следует отметить, что специалисты Министерства являются членами Избирательной комиссии Тверской области, территориальных и участковых избирательных комиссий.

В целом в течение 2013 года сменились главы муниципальных образований в Бежецком, Зубцовском, Конаковском, Калининском, Кимрском, Кувшиновском, Максатихинском, Молоковском, Нелидовском, Осташковском районах, главы администраций в Бологовском, Калининском, Кимрском, Конаковском, Лесном, Нелидовском, Спировском районах.

По итогам уже проведенной работы с нашими новыми коллегами налажен конструктивный диалог. Но это сухая статистика. За этим стоит большая и кропотливая работа, в том числе иногда с ошибками, анализ которых показал, где Министерству следовало бы приложить бо́льшие усилия. Все это мы учтем в своей дальнейшей работе.

Под руководством первого заместителя Председателя Правительства Тверской области Дудукина С.А. Министерством образована рабочая группа по вопросам оптимизации территориальной организации местного самоуправления и порядка формирования органов местного самоуправления в Тверской области, в рамках  которой был предложен комплекс рекомендаций, касающихся оптимизации численности депутатов представительных органов местного самоуправления, определения вида избирательной системы, формирования избирательных округов, рекомендаций по применению двуглавой системы управления, по передаче полномочий из поселения в район, по порядку избрания глав муниципальных образований, организации работы представительных органов сельских и городских поселений, и других вопросов.

В целях повышения эффективности работы, а также в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления в постоянном режиме проводится работа с муниципальными образованиями по оптимизации структур администраций органов МСУ. В 7 муниципальных районах в рамках проведенных работ по оптимизации на сентябрьских выборах были избраны депутаты объединившихся  сельских поселений. В результате указанных мероприятий из 26 поселений, находящихся в составе Жарковского, Краснохолмского, Осташковского, Ржевского, Сандовского, Селижаровского и Торопецкого районов вновь образовано 11 поселений. При этом стоит отметить, что муниципальным образованиям оказывается организационная, правовая и методическая помощь на протяжении всего процесса объединения.

В настоящий момент в состав Тверской области входят 385 муниципальных образований, в том числе 298 сельских и 44 городских поселения.

В муниципальных районах с двуглавой системой управления, где численность населения не превышает 15 тысяч человек, планируется перевод работы глав района на безвозмездную основу или переход на прямые выборы главы муниципального образования. В частности в 2013 году и прошедшем периоде текущего года главы Кимрского и Зубцовского районов, избираемые из состава Собраний депутатов, стали работать на непостоянной основе. В Лесном районе принято решение о переходе на прямые выборы главы муниципального образования. Работа в этом направлении будет продолжена, в том числе в Андреапольском, Весьегонском, Жарковском и Спировском районах.

В рамках Дней Тверской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 26 – 27 ноября 2013 года, на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера заслушана информация Министерства по делам территориальных образований Тверской области на тему «Об оптимизации территориальной организации местного самоуправления (на примере Тверской области)». По итогам данного заседания в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18.12.2013 №514-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Тверской области» комитетам Совета Федерации рекомендовано рассмотреть вопросы совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления в части законодательного закрепления возможности преобразования муниципального района в городской округ, объединения муниципального района и городского округа, упразднения муниципального района.

В 2013 году Министерством организованы и проведены зональные совещания с главами, главами администраций муниципальных районов, городских округов Тверской области; зональные семинары-совещания с главами, главами администраций сельских и городских поселений; семинары-совещания с управляющими делами, с руководителями муниципальных образований, приступивших к исполнению своих обязанностей в 2013 году, Форум муниципальных образований Тверской области. Всего проведено 29 мероприятий. Повестки дня формировались с учетом предложений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такая форма взаимодействия позволила не только обсудить важнейшие социально-экономические вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления, но и организовать их качественное исполнение на местах. В перечисленных мероприятиях приняли участие представители Прокуратуры Тверской области, УМВД России по Тверской области, УФМС России по Тверской области,  Главного управления МЧС России Тверской области, управления Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Избирательной комиссии Тверской области, и др. Было рассмотрено более 60 вопросов, касающихся социально-экономического развития муниципальных образований, межбюджетных отношений, развития агропромышленного комплекса, благоустройства городов и населенных пунктов, безопасности и функционирования систем жизнеобеспечения, противодействия коррупции, экстремизму и др. Ко всем мероприятиям участникам были подготовлены и розданы информационно-методические материалы  по рассматриваемым вопросам в бумажном и электронном виде, которые неоднократно получали положительные оценки за качество подготовки и информативность.

Проведение зональных совещаний, семинаров способствует обмену опытом среди глав муниципальных образований. В программу  таких мероприятий включается посещение инвестиционных площадок,  агрохолдингов, предприятий и организаций. Практикуется организация выставок, рекламных стендов с производимой продукцией, показ видеороликов, фильмов, презентаций о социально-экономическом положении в муниципальном образовании для возможного межмуниципального сотрудничества.

Министерством в рамках исполнения пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.02.2013 № Пр-332 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 31 января 2013 года организовано проведение повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений  Тверской области по 15 программам. В результате 861 человек повысил свою квалификацию.

В рамках полномочий, установленных законодательством Тверской области, Министерство взаимодействует с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Тверской области», в том числе по вопросам местного самоуправления и социально-экономического развития региона, подготовки проектов законов, затрагивающих интересы муниципальных образований Тверской области. Вместе с тем Министерство рассматривает предложения Ассоциации СМО, в том числе по совершенствованию законодательства Тверской области.
Члены Ассоциации СМО включены в состав Рабочей группы по вопросам оптимизации территориальной организации местного самоуправления и порядка формирования органов местного самоуправления в Тверской области.

В рамках заключенного соглашения между Тверской и Ярославской областями в ноябре 2013 года делегация, состоящая из представителей Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» и Министерства по делам территориальных образований приняла участие в семинаре и заседании круглого стола «Практика решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях Ярославской и Тверской областей»  в городе Углич. В 2014 году планируется проведение совместного круглого стола в администрации Калязинского района.

Министерство уделяет особое внимание открытости своей деятельности. В частности в 2013 году был существенно доработан наш официальный сайт, что в свою очередь позволило занять первое место в рейтинге исполнительных органов государственной власти Тверской области по критерию открытости их деятельности за 1-е полугодие 2013 года.

Министерство на протяжении всего года оказывало квалифицированную юридическую помощь в решении вопросов местного значения. В помощь муниципалитетам:
•    Подготовлены и размещены на официальном сайте Министерства:
- модельные уставы городских и сельских поселений, которые поддерживаются в актуальном состоянии;
- модельные муниципальные правовые акты, разработанные в целях оказания содействия органам местного самоуправления в реализации своих полномочий;
•    Проанализированы все действующие редакции уставов городских поселений и более 100 сельских поселений  Тверской области на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству,  подготовлены и направлены  конкретные предложения и замечания по итогам рассмотрения;
•    Проанализированы все действующие редакции уставов поселений на предмет соответствия избирательному законодательству, в том числе по закреплению вида избирательной системы, применяемой на муниципальных выборах. По итогам подготовлены и направлены рекомендации по приведению уставов в соответствие с законодательством о выборах;
•    Проведена правовая экспертиза всех поступивших в Министерство проектов муниципальных правовых актов, включая проекты  решений представительных органов муниципальных образований о внесении изменений в уставы;
•    Проведена правовая экспертиза всех уставов муниципальных районов и городских округов  Тверской области на предмет закрепления в них положений, устанавливающих дополнительные гарантии лицам, замещающим муниципальные должности;
•    Разработаны алгоритмы преобразования муниципальных образований Тверской области;
•    Проделана работа по выявлению расхождений в наименованиях территориальных единиц, содержащихся в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц Тверской области и Реестре зарегистрированных в автоматизированном Государственном каталоге географических названий, по принятию мер по их устранению.

Важной составляющей работы Министерства является создание и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области.

В целом по состоянию на 1 января 2014 года в регистре муниципальных нормативных правовых актов Тверской области содержится 43126 нормативных правовых актов, представленных муниципальными образованиями области.

В течение 2013 года в уполномоченный орган по ведению регистра поступило 16055 документов, которые прошли первичную юридическую обработку, включающую в себя: определение нормативности муниципального правового акта, наличия полного объёма текста документа в электронном и бумажном виде, дополнительных сведений о нем, его взаимосвязи с муниципальными нормативными актами, ранее включёнными в регистр. По результатам обработки поступивших документов в регистр включено 10185 актов, 449 дополнительных сведений (акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципального нормативного акта; судебные акты по делам об оспаривании муниципального нормативного акта; предписания антимонопольного органа; письма, иная информация).

Ведение регистра предполагает проведение выборочного правового анализа актов на их соответствие нормам действующего законодательства. В рамках осуществления полномочий по ведению регистра проводится работа, направленная на обеспечение качественной нормотворческой деятельности органов местного самоуправления области. За 2013 год проведена юридическая экспертиза в отношении 604 нормативных правовых актов муниципальных образований области, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставам муниципальных образований Тверской области. В результате выявлено 368 муниципальных правовых актов несоответствующих действующему законодательству. Экспертные заключения направлены в органы местного самоуправления для приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством.

В дополнении ко всему вышесказанному хочу обратить Ваше внимание на то, что в Министерство в течение 2013 года поступило 5090 документов и 610 обращений граждан. Выпущено 2697 исходящих документов. Кроме того Министерство в качестве соорганизатора участвовало практически во всех значимых мероприятиях, в которых задействованы муниципальные образования Тверской области. К нам обращаются многие исполнительные органы государственной власти Тверской области с просьбами о предоставлении информации от муниципальных образований по отраслевым вопросам.

В этом году нам предстоит нелегкая работа. В 16 муниципалитетах пройдут выборы органов местного самоуправления. В том числе в 15-ти – выборы Собраний депутатов районного уровня и в 8-ми – глав прямым тайным голосованием. С этой целью под руководством первого заместителя Председателя Правительства Тверской области Дудукина С.А. образована постояннодействующая рабочая группа по выборам, куда кроме нас входят представители Законодательного Собрания Тверской области и Избирательной комиссии Тверской области. Особое внимание Ржеву.

В 2014 году Министерство продолжит осуществлять мероприятия, направленные на формирование развитой системы органов местного самоуправления в Тверской области, в числе которых:
- оказание организационной, правовой и методической помощи в подготовке и проведении муниципальных выборов;
- постоянное взаимодействие с главами, главами администраций муниципальных образований и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области;
- участие в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений в рамках полномочий Министерства;
- мониторинг федерального и регионального законодательства в сфере организации деятельности органов местного самоуправления;
- организация, ведение и актуализация регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области;
- проведение совещаний, семинаров-совещаний по актуальным вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;
- ведение Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области;
- иные мероприятия в рамках полномочий Министерства.

Министерство совместно с традиционными мероприятиями планирует реализацию новых методов реализации своих полномочий.
Считаем возможным предложить новую форму взаимодействия с органами местного самоуправления – заслушивание на заседаниях Правительства Тверской области информации глав, глав администраций муниципальных районов и городских округов о состоянии и перспективах социально-экономического развития муниципальных образований не реже 1 раза в квартал. Предполагаемое время доклада – 15-20 минут с презентацией. В том случае, если предложенная форма взаимодействия будет признана эффективной, считаем возможным проводить указанные мероприятия чаще.

Андрей Владимирович, многие руководители органов местного самоуправления просят организовать в этом году военные сборы глав, глав администраций муниципальных районов и городских округов на базе одной из воинских частей, расположенных на территории Тверской области.

Прорабатывается возможность проведения обучающих мероприятий на базе Тверского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В 1 полугодии 2014 года запланировано проведение форума муниципальных юристов Тверской области. В рамках мероприятия будут обсуждаться проблемные вопросы, возникающие при правоприменении федерального законодательства и законодательства Тверской области в муниципальных образованиях Тверской области.

В этом году специалисты Министерства планируют поездки в субъекты Российской Федерации, реализующие мероприятия по оптимизации порядка формирования органов местного самоуправления и территориальной организации местного самоуправления, для обмена опытом.

В завершении своего выступления хочу ещё раз подчеркнуть, что Министерство по делам территориальных образований Тверской области наладило конструктивные доверительные отношения с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, что в свою очередь позволяет нам оперативно решать совместные задачи.

Возврат к списку