Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
19 августа 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Выступления и заявления руководства
Дополнительная информация
11.02.2016

Информация о деятельности Министерства по делам территориальных образований Тверской области в 2015 году и планах на 2016 год

Рад Вас приветствовать на совещании с главами, главами администраций, руководителями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области.

В своем выступлении я представлю Вам основные итоги деятельности Министерства по делам территориальных образований в 2015 году, сравню их с 2014 годом и расскажу о некоторых задачах на ближайший период. Кроме того я расскажу об актуальных проблемах стоящих перед Министерством и органами местного самоуправления, а также о возможных путях их решения.

Прежде всего, хочу сказать, что этот год будет непростым в связи с предстоящими избирательными кампаниями. При этом нам с вами, уважаемые коллеги, нельзя забывать о своих основных задачах. Оказание содействия в обеспечении соблюдения избирательных прав граждан и проведение выборов на высоком организационном уровне – это архиважная задача, но она не имеет никакого смысла без планомерной, качественной работы по решению основных задач органов местного самоуправления.

Все Вы знаете, что в Тверской области проводятся мероприятия по оптимизации системы органов местного самоуправления Тверской области. В частности в 2015 году региональным законом была закреплена безальтернативная модель избрания глав муниципальных образований всех уровней по конкурсу. Исключение составляют главы ЗАТО и главы городских поселений, являющихся административными центрами, где местные администрации ликвидированы. В 2016 году работа по данному вопросу будет продолжена, поскольку 2 декабря 2015 года Конституционный суд РФ принял постановление, во исполнение положений которого необходимо внести изменения в областной закон. Проект закона, учитывающий положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 № 30-П, внесен в Законодательное Собрание Тверской области.

В настоящее время сотрудниками Министерства продолжена работа по правовой экспертизе уставов муниципальных образований на предмет необходимости их приведения в соответствие с законодательством. По итогам правовой экспертизы в адрес глав соответствующих муниципальных образований будут направлены рекомендации по изменению таких уставов.

На протяжении 2014 – 2015 годов в рамках деятельности рабочей группы по развитию местного самоуправления Тверской области под руководством Дудукина С.А. рассматривались вопросы, связанные с оптимизацией территориальной организации местного самоуправления. В результате в 2015 году завершился процесс преобразования Удомельского района в Удомельский городской округ. На территории Тверской области это первый подобный опыт. Уверен, что в результате данного преобразования произойдет оптимизация бюджетных расходов, связанных с содержанием органов местного самоуправления, повысится управляемость территорией. Вместе с тем в 2016 году предстоит большая работа, связанная с реализацией этого преобразования. Во-первых, необходимо провести выборы депутатов представительного органа, избрание главы округа, создать местную администрацию, контрольно-счетные органы и т.д. Во-вторых, необходимо провести работу по внесению соответствующих изменений как в областное, так и в федеральное законодательство.

Также, в рамках деятельности по оптимизации территориальной организации местного самоуправления, в 2015 году Министерством была оказана правовая и методическая помощь органам местного самоуправления Кувшиновского, Молоковского и Бежецкого районов по вопросу объединения отдельных поселений указанных районов. В результате Законодательным Собранием приняты законы Тверской области  о вновь образованных сельских поселениях указанных районов и о представительных органах и главах вновь  образованных сельских поселений.

На сегодняшний день в Тверской области 8 городских округов (в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования), 35 муниципальных районов, 43 городских и 265 сельских поселений. Всего 351 муниципальное образование.
Вместе с тем сообщаю, что согласно решению Правительства РФ процесс преобразования муниципальных образований в 2016 году необходимо приостановить.

В 2016 году будет продолжена работа по мониторингу реализации областного закона «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области»

Деятельность Министерства, прежде всего, направлена на формирование эффективной системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Значительный блок работы в этом направлении – это оказание содействия органам местного самоуправления в подготовке и проведении выборных кампаний. В апреле и с сентября по ноябрь 2015 года в 21 муниципальном образовании замещалось 369 мандатов депутатов представительных органов. Всего прошло 35 избирательных кампаний.

5 апреля 2015 года состоялись выборы в органы местного самоуправления в объединённых поселениях Максатихинского и Удомельского районов, а также дополнительные выборы в Совет депутатов Ждановского сельского поселения Осташковского района. Всего в 5 избирательных кампаниях замещался 41 мандат.  ЕР получили 36 депутатских мандатов, что составило 87,8%, Справедливая Россия – 2 мандата, ЛДПР – 1 мандат, самовыдвиженцы – 2 мандата.

13 сентября 2015 года в Тверской области прошло 28 избирательных кампаний.

Из них:

- 15 кампаний – выборы депутатов представительных органов городских округов и муниципальных районов: город Торжок, Западнодвинский, Кашинский, Кесовогорский, Конаковский, Краснохолмский, Оленинский, Осташковский, Пеновский, Ржевский, Сандовский, Селижаровский, Сонковский районы, ЗАТО Озерный и Солнечный.  

- 13 кампаний – выборы Советов депутатов городских и сельских поселений, включая дополнительные выборы депутатов всех уровней. Были избраны депутаты советов депутатов в поселениях Калининского, Конаковского и Оленинского районов. Прошли довыборы депутатов в городах Торопец, Кувшиново и Лихославль.

По результатам проведенных кампаний большинство голосов избирателей получили кандидаты, выдвинутые от партии «Единая Россия» – 249 из 307 мандатов, что составляет 81,37%. Ближайшая из партий по результатам – КПРФ получила 15 мандатов, что составляет 4,9%. Остальные партии набрали от 0,32% (ЛДПР и Коммунисты России) до 2,28% (Справедливая Россия). Депутаты-самовыдвиженцы получили 10,78% голосов избирателей (32 мандата).

Наиболее значительный результат партия «Единая Россия» показала на выборах депутатов представительных органов городских и сельских поселений – 94,9%, что позволило ей получить 93 мандата из 98.  На выборах уровня муниципальных районов и городских округов «ЕР» получила 75% депутатских мандатов.    

15 ноября 2015 года на досрочных выборах депутатов Совета депутатов городского поселения – город Кашин Тверской области четвертого созыва  из 15 мандатов 13 заместили кандидаты от партии «Единая Россия» (86,66%), 2 мандата заместили кандидаты от партии КПРФ. Явка избирателей составила 16,36%.

18 октября 2015 года на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов городского поселения – поселок Изоплит третьего созыва 6 мандатов из 6 заместили кандидаты от партии «Единая Россия». Явка избирателей составила 17,93%.

В целом, в лучшую сторону отмечается организация избирательных кампаний 2015 года в Селижаровском, Кашинском, Сандовском, Оленинском, Краснохолмском, Конаковском районах, г. Торжке и ЗАТО Озерный.

Представители партии «ЕР» не смогли получить большинство мандатов от общего количества избранных депутатов Собраний депутатов Сонковского и Пеновского районов, что говорит о достаточно высоком уровне конкурентной борьбы на прошедших выборах и, одновременно, о недооценке со стороны глав муниципалитетов и органов местного самоуправления уровня имевшихся протестных настроений, связанных как со стилем руководства муниципальными образованиями, так и результатами работы администраций муниципалитетов по социально-экономическому развитию территорий муниципальных образований.

В мае 2014 года поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно расширили права регионов по определению моделей местного самоуправления. Регионы получили право самостоятельно определять способ избрания главы муниципального образования, в том числе предусматривавший возможность избрания главы муниципалитета по конкурсу.

В 2015 году на основании принятого 27.11.2014 закона Тверской области № 93-ЗО «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области», изменившего способ избрания главы муниципального образования, были проведены конкурсы по отбору кандидатов на должности глав муниципальных районов, по результатам которых впервые были избраны главы: Западнодвинского, Кашинского, Кесовогорского, Лихославльского, Сонковского районов и города Вышнего Волочка.

Повторно, хотя и с применением нового способа, избраны главы: Краснохолмского, Оленинского, Пеновского, Ржевского, Сандовского, Селижаровского  районов.

В составе всех конкурсных комиссий работали сотрудники Министерства, юристы правового управления обеспечивали юридическое сопровождение конкурсных процедур.

Главы ЗАТО Озерный и ЗАТО Солнечный избрались, в соответствии с Законом, из состава депутатского корпуса.
Кроме того, сотрудники Министерства принимали участие в работе комиссий по проведению конкурсов по замещению должностей муниципальной службы глав администраций Калининского района, ЗАТО Озерный и ЗАТО Солнечный и г. Ржева.

Внесение изменений в федеральный и региональный законы было неоднозначно воспринято, в том числе и некоторыми главами муниципальных образований Тверской области. Город Кимры – это единственный муниципалитет, который не привел в соответствие с федеральным и региональным законодательством основной правовой акт муниципального образования – Устав.

Крайне сложно выстраиваются отношения с руководством Осташковского, Максатихинского районов и города Кимры. Нежелание выстраивать конструктивные взаимоотношения с исполнительными органами государственной власти региона, представительными органами местного самоуправления, гражданским обществом и населением приводит к плачевным результатам. Это и есть точки социально-политической напряженности на территории региона. Принимая популистские решения подчас в угоду своим личным корыстным интересам, руководители данных муниципалитетов в первую очередь наносят вред жителям территорий.

Абсолютно не снимаем ответственности с Министерства. Мы предлагаем нашу площадку для возможного урегулирования конфликтных ситуаций.

В регионе начинается подготовка к организации и проведению выборов Губернатора и депутатов Законодательного Собрания Тверской области, депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва, плановых муниципальных выборов. Кроме того 24 апреля этого года состоятся выборы депутатов вновь образованных Удомельского городского округа, сельских поселений Кувшиновского, Молоковского и Бежецкого районов, дополнительные выборы в Максатихинском, Сонковском районах и в городе Зубцов.

С учетом складывающейся сложной внешней и внутриполитической обстановки основным стратегическим направлением деятельности Министерства считаем сохранение стабильной общественно-политической ситуации в регионе. В этих целях необходимо:
•    Осуществлять постоянный мониторинг общественно-политической ситуации, прогнозирование возможного развития негативных ситуаций в муниципальных образованиях и принятие комплекса мер по их предотвращению (нейтрализации) и их возможных последствий, немедленное реагирование на возникновение кризисных ситуаций в муниципальных образованиях;
•    Выявлять причины протестных настроений в муниципальных образованиях проводить комплекс мер в работе с как с конструктивной, таки с неконструктивной оппозицией.
•    В свете мероприятий, проводимых Общероссийским народным фронтом, необходимо практиковать проведение совместных выездных заседаний для знакомства с ситуацией в муниципалитетах «изнутри».
•    Оказывать содействие главам муниципалитетов региона в использовании в повседневной деятельности лучших муниципальных практик, направленных на повышение уровня жизни населения региона и развитие основ местного самоуправления.

Министерством, как уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере административно-территориального устройства, продолжена работа по выявлению расхождений в наименованиях территориальных единиц, содержащихся в Реестре административно-территориальных единиц Тверской области и Реестре зарегистрированных в автоматизированном Государственном каталоге географических названий. Ведется работа по принятию мер по их устранению.

В 2015 году Министерством совместно с комитетом по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Тверской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области проведены рабочие встречи, на которых обсуждалась указанная проблема.

Ежегодно нами проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Тверской области. В 2015 году свою квалификацию повысили 442 слушателя по 5 программам.

Проводятся зональные совещания с главами, главами администраций муниципальных районов, городских округов Тверской области, зональные семинары-совещания с главами, главами администраций сельских и городских поселений, семинары-совещания с управляющими делами, Форумы муниципальных юристов Тверской области. Всего в прошлом году организовано и проведено 26 мероприятий, рассмотрено более 60 наиболее актуальных вопросов, касающихся деятельности органов местного самоуправления.
Совместно с управлением государственной службы и кадров аппарата Правительства Тверской области проведён  выездной обучающий семинар для представителей федерального, регионального и муниципального резервов управленческих кадров северо-восточного региона Тверской области по теме «Поиск возможностей развития сельского поселения».

Дополнительно совместно с Тверским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации организован Международный семинар на тему: «Реализация экологических и энергоэффективных проектов на уровне муниципалитетов: российский и зарубежный опыт».

В связи с обращениями Министерства строительства и Министерства ТЭК и ЖКХ Тверской области нами организованы и проведены заседания согласительных комиссий с представителями 223 муниципалитетов.

Хочется отметить муниципальные образования, которые находят всё новые пути развития своих территорий: проводят различные социально значимые мероприятия,  приглашают гостей из соседних муниципалитетов и других субъектов РФ, налаживая таким образом межмуниципальное сотрудничество и популяризируя местные производства.

Так, например, второй год в Конаковском районе проводится конкурс достижений «Человек года». В Торжке прошли «Ганзейские дни». В Ржевском районе в 2015 году организован «Праздник русской деревни». В Сандовском районе ежегодно проходят Фестиваль «Сандово-медовый спас русской провинции» и межрегиональный туристический слет трудовых коллективом «Сандовские рассветы». В Лихославльском районе в прошедшем году впервые состоялся Фестиваль карельского пирога «Калитка». Вышневолоцкий район традиционно проходит межрегиональную ярмарку. В Западнодвинском районе регулярно проходит Межмуниципальный фестиваль «Наша Двина – наша судьба», который в 2015 году собрал представителей трех стран: России, Белоруссии и Латвии.

Все перечисленные мероприятия однозначно можно назвать лучшими муниципальными практиками региона, способствующие развитию туризма, торговли, экономики, культурных связей, народных традиций, укреплению межмуниципального сотрудничества на уровне органов местного самоуправления.

Одной из основных задач Министерства является организация, ведение и актуализация регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области. Формирование регистра призвано обеспечить конституционное право граждан на получение достоверной информации ко всем муниципальным нормативным правовым актам и является важным этапом реализации государственной политики по обеспечению единой правовой системы Российской Федерации.

В настоящий момент в федеральном  регистре   содержится   более 63000 муниципальных нормативных правовых актов Тверской области.

В течение 2015 года в Министерство поступило свыше 12 000 документов от муниципальных образований.  По результатам юридической обработки в регистр внесено 9 843 муниципальных нормативных правовых акта.

Надо сказать, что из 351 муниципального образования только отдельные муниципальные образования (их около 10%)  выполняют требования законодательства без нареканий, в то время как остальные  представляют акты с нарушением срока и порядка оформления документов.

Обращаю Ваше внимание, что около 60% муниципальных актов и практически все дополнительные сведения к ним поступают в уполномоченный орган по ведению регистра на бумажных носителях. Вместе с тем, законодательством предусмотрена возможность представления муниципальных актов с использованием электронной подписи по электронной почте с использованием защищенных каналов связи.

В рамках возложенных полномочий  Министерством проводится выборочная юридическая экспертиза муниципальных правовых актов, содержащихся в регистре, на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, уставу муниципального образования.

За 2015 год проанализировано около 600 актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции,  установления земельного налога, организации публичных слушаний, реализации правотворческой инициативы граждан, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.  В ходе юридической экспертизы выявляется низкое качество правовых актов, несоблюдение правил юридической техники, общих правил делопроизводства. В результате выявлено 470 муниципальных актов, содержащих положения, не соответствующие действующему законодательству.

Экспертные заключения направляются в органы местного самоуправления для приведения отдельных положений нормативных актов в соответствие с законодательством. По информации, содержащейся в регистре, в результате  рассмотрения экспертных заключений органами местного самоуправления внесены изменения  более  чем в  120 актов, 30 актов признаны утратившими силу.

На уровне каждого муниципального образования требуют решения такие вопросы, как учет, систематизация, хранение нормативных актов, а также своевременное приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Сведения о состоянии регионального регистра, а также информация методического характера размещена на сайте Министерства по делам территориальных образований Тверской области.

Все мы с вами знаем о проблеме серьезного кадрового голода органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Нежелание людей работать главами и представлять интересы населения в качестве депутатов представительных органов местного самоуправления связана, прежде всего, с большим уровнем ответственности, со слабой мотивацией, низким уровнем материально-технического и финансового обеспечения, а также с опасностью применения в отношении них серьезных санкций контролирующих органов вплоть до уголовной ответственности. Кроме того в настоящее время наблюдается тенденция ослабления городов, связанная с уменьшением уровня их финансирования, что тоже негативно сказывается на их кадровом обеспечении.

В этой связи Министерством прорабатывается вопрос о принятии Концепции развития местного самоуправления в Тверской области. Это будет комплекс стратегических мер, направленных на развитие Тверской области через развитие муниципалитетов.

Органы государственной власти РФ уже начали разработку стандартов по категориям знаний и умений муниципальных служащих. Будут определены квалификационные требования к должностям, будут существенно изменены подходы к работе с кадровым резервом, планируется применение дистанционных методов обучения муниципальных служащих. Профессиональная пригодность глав и их замов будет изучаться, а знания будут проверяться путём проведения тестирования. При филиалах Российской академии народного хозяйства и государственной службы планируется образование центров оценки соответствия занимаемым должностям.
По всем вышеуказанным позициям Министерство планирует взаимодействовать с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Считаю, что это принесёт свои плоды и поможет нам в организации муниципального управления.

В рамках взаимодействия с Российской академией народного хозяйства и государственной службы намечены мероприятия, способствующие возрождению межмуниципальных методических центров.

Все эти совместные мероприятия, сформированные с учетом обширной теоретической базы учебного заведения и практических навыков исполнительного органа государственной власти, направлены на выработку совместных действий по решению текущих задач муниципалитетов и формированию предпосылок для их развития.

В начале этого года совместно с Тверским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ представители Министерства приняло участие в одном из крупнейших ежегодных научных событий международного уровня в области экономики – Гайдаровском форуме. В этой связи я хочу поделиться с вами соображениями по тем вопросам, которые там обсуждались.

Участниками форума были сформулированы 2 полярные точки зрения на формирование органов местного самоуправления.
Сторонники первой точки зрения утверждали, что в связи с принятием федеральных законов и в их развитие законов субъектов РФ, а впоследствии и решения Конституционного суда РФ – местное самоуправление в России фактически перестало существовать, так как оно загнано под Губернаторов субъектов Федерации.

Сторонники второй точки зрения говорили об обратном: если не обеспечить жёсткую вертикаль власти и ответственность руководителей субъектов за формирование адекватного профессионального корпуса глав муниципалитетов, то очень вероятна анархия власти с учетом складывающихся внутри и внешнеполитических условий.

Наша совместная задача – «пройти между бивнями мамонта», то есть не нарушить принципы демократии и не допустить анархии.
Отдельно отмечу, что совместная работа Министерства и Тверского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации неоднократно отмечалась в качестве положительного примера.

Уважаемые коллеги! В заключение своего выступления хочу сказать: система органов государственной власти и органов местного самоуправления должна работать единым механизмом. На мой взгляд, эта связка с каждым годом только крепнет.

А вообще, коллеги, позвольте сказать Вам большое спасибо за совместную работу, терпение, профессионализм и ответственность! Берегите себя и своих близких!

Возврат к списку